Без напряжения держит 300 километров под напряжением: Степан Штукерт рассказал о профессии энергетика
ПОД КОНТРОЛЕМ ЭНЕРГЕТИКА С 18-ЛЕТНИМ СТАЖЕМ СТЕПАНА ШТУКЕРТА ИЗ КАРАСУКА БОЛЕЕ 300 КИЛОМЕТРОВ ЭЛЕКТРОЛИНИЙ КАРАСУКСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА. ОН ПЕРВЫЙ, КТО УЗНАЁТ О НЕПОЛАДКАХ НА ЛЮБОМ УЧАСТКЕ, И ГЛАВНЫЙ, КТО В СМЕНЕ КОНТРОЛИРУЕТ РАБОТУ БРИГАДЫ ЭЛЕКТРОМОНТЁРОВ, А ТАКЖЕ ОТВЕЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗА БЕСПЕРЕБОЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ, НО И ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТНИКОВ ДАЖЕ НА САМОМ ОТДАЛЁННОМ УЧАСТКЕ ПУТИ.
Перед выпускником железнодорожной школы №49 в Карасуке Степаном Штукертом было два пути Омский университет путей сообщения или любой вуз со специализацией, связанной с физической культурой. Он с детства занимался спортом и достиг значимых для подростка результатов.
С таким же интересом его привлекала энергетика. Не удивительно, ведь родите ли трудились в ЭЧ-14: отец электромонтёр контактной сети, мама ревизор энергосети. Позже заложил династию старший брат Степана, правда, устроился в депо.
- Ещё школьником сам розетки менял, сварочный аппарат собирал. Интересно было. Не боялся электричества. У папы всему научился. По электрике дома он всё сам мог: электропроводку заменить, щиток установить. Как у всех подростков, был мотоцикл, сам разбирал, собирал, и всё работало. Поэтому пошёл по стопам отца, - поделился воспоминаниями Степан Штукерт.
Юноша прислушался к совету папы и поступил сначала в железнодорожный техникум, окончив его с красным дипломом, а затем и ОмГУПС по специальности электроснабжение. В 2007 году трудоустроился в Карасукскую дистанцию электроснабжения.
Начинал электромонтёром, потом поработал электромехаником ремонтно-ревизионного участка, а сейчас занимает должность энергодиспетчера в энергодиспетчерской группе, что в ЭЧ-14 считается одним из самых важных узлов. Работа трёх участков или более 30 километров электролиний напрямую в смену зависит от него.
Наблюдает за схемами на мониторах за положениями выключателей, за тягой в подстанции, работой оборудования на протяжении всей линии.
Как единственный оперативный руководитель предприятия, энергодиспетчер первым замечает неполадки, отправляет на место брига по ду электромонтёров, допускает их к работе, проверяя правильность выписки нарядов, установки заземлений, полностью отвечая за безопасность работников и движения поездов.
- Это непросто. Здесь нужно мыслить глобально, Я отвечаю за всю контактную сеть с оборудованием и трансформаторами. Это два круга: Иртышский уча сток-200 километров наших линий, Купинский 93 километра, третья ветка не электрифицированная, где ходят только маневровые составы и тепловозы, мы же обслуживаем сигнальные и звуковые точки, светофоры, запитываем переезды, обеспечиваем резервное питание, - пояснил.
Для него Карасукский железнодорожный узел - это схема с красными и зелёными сигналами. Чаще всего аварийные ситуации возникают из-за погодных условий ветра, дождя, снегопада, грозы. Работу «подкидывают» животные. Припомнил случаи, когда причиной короткое заключение становились кошки, куницы, голуби, грачи.
- Пришлось направлять бригаду на участок около станции Зубкова. Потом монтёры рассказали, что орёл добыл утку и решил «пообедать» на опоре. Он присел на разъединитель и после удара током замертво упал на землю вместе с добычей. Бригада восстановила подачу электричества, всё обошлось, но только для нас, - добавил Степан Штукера.
Отмечает, что его профессия остаётся преимущественно мужской, среди электромонтеров не представительниц слабого пола, не так много их и среди энергодиспетчеров.
Быть энергичным и собранным ему помогает спорт, которому энергетик, выбрав железную дорогу, остался верен. Занимается пауэрлифтингом, футболом, стендовой стрельбой, в команде с коллегами и стаивает честь предприятия на соревнованиях, пополняет копилку коллектива наградами различного уровня.
Находит Степан Штукерт время и на общественную деятельность, как заместитель председателя профсоюзной организации стоит на защите прав работников. Как волонтер, сам помогает бойцам СКО и объединяет вокруг себе коллег.
Ольга ЛЕВИНА, фото автора
